Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" icon

Классный час на тему: "Стыд и совесть"

Реклама:



Скачать 80.08 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: "Стыд и совесть"
Дата16.04.2013
Размер80.08 Kb.
ТипКлассный час
источник

МБОУ «Дохновичская средняя школа»


Классный час на тему:

"Стыд и совесть"

7 класс


Подготовила и провела:

классный руководитель:

Приходько М.В.


18.12.2012

«Стыд и совесть»

Цели:

  1. уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

  2. способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

  1. Вопрос – тест.

  2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

  3. Интерактивная беседа.

  4. Словарная работа «Стыд и совесть».

  5. Игра «Чего нужно стыдиться»?

  6. Ситуации выбора «Голос совести».

  7. Упражнения для совести.

  8. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

  9. Подведение итогов (рефлексия).


Ход классного часа.

  1. Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

^ Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

«Осколки в сердце» Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

^ Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

^ Словарная работа. «Стыд и совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Такое объяснение этого понятия есть в интернете

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными .

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Есть еще много прословиц и высказываний людей об этих понятиях. Вот некоторые из них:

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

  2. Совесть без зубов загрызёт.

  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

  4. Жизнь дана на добрые дела.

  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.

  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.

  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.

  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.

  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.

  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.

  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

^ Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель: а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- непрестижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

^ Ситуации выбора. «Голос совести».

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

^ Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

^ Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

^ Упражнения совести. «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

^ Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

^ Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

- Нужно объявит бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия).

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему «Твоё здоровье». В природе все взаимосвязано, и здоровье человека зависит не только от отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде
Сегодня мы поговорим о вашем здоровье. Проведем классный час на тему «Твоё здоровье»

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час "Что такое толерантность?"
Форма проведения: классный час с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час «Вернулся я домой в час ночи »
Классный Послушайте стихи поэтессы Л. Сусеовой о сердечном тепле близких людей (читает ученица)

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему
Учащиеся: они могут воровать, хулиганить, совершать преступления, обманывать и т д

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconДокументы
1. /Классный час на тему.docx

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему: «Семья убежище души»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 города Смоленска

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему «Права и обязанности ребёнка»
Оборудование: листы с картинками, цветные карандаши, Всеобщая декларация прав человека

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему: «Учимся дружить»
Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconН. П. Халяпина 2010г. Положение о классном часе. Общее положение Классный час
Классный час это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему...

Классный час на тему: \"Стыд и совесть\" iconКлассный час на тему: «Знаешь ли ты…правила дорожного движения?»
Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят на дороге, воспитывать чувство ответственности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©soobsh.ru 2000-2013
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы